Eng  Rus 

Домашняя страница
Наши издания
История проекта
Готовится к выпуску
Нотная библиотека
Коллекция mp3
К начинающим
Где купить

Проповедь для начинающих

Страницу ведет протоиерей Александр Ильменский

о. Александр

По преимуществу, «Царство Небесное» представляется нам неким подобием земной монархии, только с совершенным, «небесным правлением». Кандидатура монарха даже не обсуждается. Естественно, что это Иисус Христос. На наших иконах Он изображается в царских одеждах, на троне, с короной на голове, со скипетром и державою в руках.
Истину «жизни вечной» Господь также возвещает, преимущественно в образах Царства. Только в одном Евангелии от Матфея десять Его притч начинаются словами: «подобно Царство Небесное…». Значит ли это, что Он, в Своём Богочеловечестве, намерен лично возглавить вечную небесную монархию, устроенную по подобию земной? Значит ли это, что, вот уже двадцать веков, в буквальном смысле объявлен, и идёт, набор подданных в Его Царство? Как понять это Царство? Какое место в нём отводится нам?
В Евангелии от Матфея мы читаем: «…скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…» (Мф.25:34.) Таким образом, исходя из прямого смысла приведенных слов, мы, если окажемся пригодны, сами призваны царствовать. поскольку царь тот, кто наследует царство. Ибо, если бы нам предлагалось просто принять подданство, то нам было бы предложено «войти в Царство». Но сказано: «наследуйте». А все наследующие, возводятся в царское достоинство.
Представить, как конкретно, в каких формах осуществится «Царство», невозможно. Ибо «…не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (Ис. 64:4.) Лучше постараемся понять суть, необходимую нам в нашем настоящем положении.
Господь сказал: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:20-21.) Фарисеи, как и сектанты секты «свидетели Иеговы», ожидавшие земного царства мессии, разочаровались таким ответом и распяли Его. Нам, привыкшим видеть источники наших благ и наших бед в удачном или неудачном сочетании внешних обстоятельств, и желающих изменения их, такой ответ также кажется отговоркой. Поэтому и мы распинаем Христа, отворачиваемся от Него.
Мы склонны верить любому, кто пообещает нам скорое и лёгкое решение наших насущных проблем. Готовы «вляпаться» в любую секту, доверится любому шарлатану, предаться самой сомнительной религиозной практике, лишь бы получить желанное нам «чудо». Мы никак не поймём простой вещи: Всё, что мы хотим получить «от бога» и что быстро и легко будто бы получаем у гадалок, колдунов, «бабок» и прочих целителей и «чудотворцев», все «дары божьи», которыми заманивают нас сектанты, все обещания близкого земного «царства Иеговы» и тёпленького местечка в нём, это мнимые, фальшивые ценности. Они неизбежно отнимутся от нас. И здоровье, и достаток, и удача и мечты о земном рае, и «сверхъестественные» способности, это для этой, неизбежно теряемой нами, жизни. А ведь именно обещанием этих благ завлекают нас в секты, и именно за ними идём мы к колдунам и гадалкам. Это всё мишура, стеклянные бусы для папуасов, за которые мы отдаём подлинное сокровище: дар Жизни Вечной. Отдаём своё царское достоинство. Царство, в котором мы можем царствовать, меняем на «чечевичную похлёбку. За временное, отдаём вечное.
Бог-Любовь возвещает нам Истину и предлагает, вечные, подлинные ценности. Мы не видим их и не понимаем Его.
Горе! Горе нам! Имеем глаза и уши, но ослепли и оглохли. Видя, не видим. Слыша, не слышим. Думая, не разумеем. Всё это по гордыне нашей, по склонности к превозношению и осуждению. По нашей увлечённости страстями.
То, что сказал Господь фарисеям о Царстве Божьем, что не понравилось им так же, как не нравится нам, является существенным, необходимейшим нам, знанием. Тот, кто открыл в себе Царство Божие, перестаёт нуждаться, ибо всё прилагается ему. (Мф.6:33.)
О царском достоинстве и предназначении человека, в Библии множество мест. Как царь помещается в царских палатах, местах иного качества и свойства, чем всё остальное его царство, так и человек изначально помещён в отделённом от мира «земли», «саду Едемском». Как жизнь царя разнообразней и богаче возможностями, чем жизнь простолюдина, так жизнь духовного мира, в котором обитал человек, в общении с Богом и святыми ангелами, была намного богаче жизни его царства – биологической природы. Как царь вхож в жизнь всего своего царства, так и человеку были открыты и равнодоступны два мира, два уровня жизни: духовный и биологический. Телесность Адамова была иной, чем наша: тоньше, могущественней, бесконечно богаче по своим свойствам и возможностям, подобна телу воскресшего Христа. Разум неизмеримо сильней, чувства острей. Он был цельным и гармоничным существом, вершиной Творенья, Царём природы. Он был создан в «свете» и помещён в «свет».
Дар Жизни Вечной не может быть навязан творению односторонней волей Творца. Насильно навязываемое добро – величайшее зло, и не совместимо с любовью. Этот Дар может быть воспринят только свободно и только тогда он – величайшее благо. Свобода – неотъемлемое свойство Любви. Свойство богоподобия. «Свет» - мир ангелов, утверждается, как союз вечной любви, как ответ любящего творения на любовь Творца. Утверждается, как сотворчество Ему.
В этот «свет», уже созданный свободным выбором светлых сил, помещается человек. Человек свободен в мире «света», потому, что может выйти из него, но может и свободно связать себя с ним любовью. Но свобода его, до поры, не реализована, существует, как потенциал, поскольку свобода реализуется выбором. Светлые духи однажды выбрали между Любовью и соблазном самоутверждения, между Богом и взбунтовавшимся Денницей-сатаной. Процесс этого выбора Писание называет «войной на небе». Их выбор был сознателен и свободен, а значит, ответственен.
Человеку же ещё только предстояло сделать свой выбор между «светом» и «тьмою». Но как выбирать, если иная сторона возможности выбора, «тьма», ему не ведома? Как Любящему Творцу дать ведение «тьмы» любимому творению своему, если оно, это ведение, есть скорби, болезни и смерть? Лишить же его выбора, выбрать за него, значит лишить его полноты жизни «света», лишить «Царства», уподобить доброму, но ограниченному животному.
Драма грехопадения порой представляется нам событием, которого могло и не быть. Её принято толковать в образах преступления, вины, досадной оплошности Адама, навлекшей проклятие богоотверженности на всё потомство его. Подобные образы в определённой степени приемлемы и помогают в некоторой мере приблизиться к пониманию сути происшедшего.
Но самого грехопадения не могло не быть. Нереализованная свобода выбора лишала бы устойчивости Адамово царство. Потенциальное падение всегда бы угрожало ему.
И если Ветхий Завет говорит о преступлении, вине, гневе, проклятии, страхе – Новый свидетельствует о Любви. Любви Бога-Отца к Своему младшему сыну, которого безропотно, «с достойной частью имения» Отец отпускает в полный опасности мир. Которого Он бесконечно-терпеливо ждёт. Которому уготовил небывалую славу. (См.Лк. 15:11-32.)

написать письмо




Поиск

© иер. Давид Занин, 2005-2006