Eng  Rus 

Домашняя страница
Наши издания
История проекта
Готовится к выпуску
Нотная библиотека
Коллекция mp3
К начинающим
Где купить

Проповедь для начинающих

Страницу ведет протоиерей Александр Ильменский

о. Александр

А в чём, собственно, проблема? Кого не спроси, всякий скажет, что любит Бога и желает быть с Ним. Более того, уверен, что носит Его в сердце... И Бог любит нас. Это известно каждому. А жизнь наша всё мрачнее, множатся скорби и болезни, и смерть владеет всем. От чего же так?
На самом деле мы не только не любим Бога, но и глубоко враждебны Ему. История колен Израиля, народа Божьего, - история противления Богу. Она отмечена казнью и отвержением ожидаемого мессии-Христа. Лишь немногие узнали и приняли Его. Двадцать веков христианства – двадцать веков противления Истине. Основанная на Божестве Христа, Истина неодолима для «врат адовых». Но каких только гонений не воздвигалось за это время на истину Христову и церковь Его! За всем этим стояли и стоят, такие же, как мы, люди.
Желающих знать Истину и следовать Ей, всегда оказывалось мало. «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Мф.7:14.) Наша очевидная враждебность Истине происходит вопреки нашей природе. И хотя Богу реально противится практически всё человечество, мало кто осознаёт это и хочет этого. Апостол Павел это противоречие выразил так: «…не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». (Рим.7:15.) Этот парадокс невозможно понять без учёта влияния духовного мира на нашу земную жизнь. Поэтому обратимся к самому началу Творения.
Библейское Откровение так свидетельствует о нём: «В начале сотворил Бог небо и землю». (Быт.1:1) Словом «небо» здесь обозначен духовный мир, мир тонкой материальности, энергий, «сил». Мир духов. Мир «небесных сил бесплотных». Наделённые разумом, они однажды свободно определились в бесконечном многообразии Света Любви Божьей. Неотступно пребывая в Боге, питаясь Его Светом, они стали светлыми духами созидания, разума, премудрости, милости, долготерпения, верности, благодарности. Они образовали «свет», мир созидательных служебных духов – ангелов.
Треть «небесных сил бесплотных» отпала от Бога, увлёкшись некогда могучим и прекрасным духом – Денницей, который, осознав свои совершенства, возгордился, возмечтал «выше звёзд вознести престол свой» и стал сатаною – противником Божьим. Увлечённые им духи определялись уже вне Бога, в тени противящегося Богу сатаны. Они стали духами злобы, лжи, тления, зависти, нечистоты, неверия и хулы. «Имя им – легион». Они образовали «тьму», мир разрушителей и растлителей Творения – бесов.
Бог отделяет «свет» от «тьмы». (Быт.1:4) Тление и смерть чужды Богу-Жизни. «Тьма» несовместима с благостью Божьей. Непричастна Ему. Оскорбительна Творению. «Тьмой внешней» именуется область падших духов. Это область абсолютного небытия, вечной смерти. Враждебная Источнику Жизни и Движения, она бездвижна, пассивна, бессильна. Не имея собственной жизни, она проявляется лишь в разрушении. Не имея собственной силы, она питается энергией, выделяемой при распаде, разложении Творения. Предоставленная сама себе, она оцепеневает, никак не проявляется, перестаёт существовать. Но стоит любой жизни впасть в её область, как «тьма» оживает. Она набрасывается на жертву, проявляется язвами разложения, тления, смерти.
Глубоко ошибочно понимание «тьмы», как некой самодостаточной злой силы, активно, на равных, противостоящей «свету», воюющей с ним. В действительности же, зло питается распадом добра. Зло – это повреждённое, испорченное добро. Однажды в область «тьмы» впал человек. Со своей «достойной частью имения» - материальным, видимым миром, он стал добычей «тьмы». Грехом – отпадением от Бога-Жизни, смерть и тление вошли в его мир, поразили его самого. «Тьма» пришла в движение. Такого обилия пищи «тьма» ещё не знала.
Распад и разложение легли в основу законов нашего распадающегося мира. Смерть воцарилась в нём. Второй закон термодинамики, закон энтропии, утверждает: наш мир конечен. Солнца угаснут, планеты нагреются. Материя распадётся. Мировая энергия равномерно распределится в мировом пространстве. Прекратится движение и всё замрёт.
В живой природе закон любви и взаимной полезности – симбиоз – стал неуклонно вытесняться законом борьбы за существование. В растительном и животном мире появились агрессивные виды. Бесплодные и бесполезные для других, все силы направившие на борьбу, они неуклонно изгоняют благое многообразие природы, в перспективе, обещая мир победителей: царство амброзии, кишащее крысами, со сверхчеловеком во главе.
Страшные, необратимые изменения произошли с самим человеком.
Это непосредственно касается каждого из нас, поэтому следует остановиться на этом подробнее. Тем более что в самих себе мы можем наблюдать все признаки этой болезни, имя которой – смерть. Страшнее всего то, что мы практически не ощущаем «тьмы». Её власть над нами представляется нам благом, и даже доставляет удовольствие. Последствия её воздействия на нас: болезни и смерть, мы признали объективными и смирились с ними. Самое большее, чего желаем – отыграть у болезней и смерти десяток-другой лет, что бы продлить удовольствия. И неизбежно умираем в страхе...
Но как бы не казался процесс познания того, что на самом деле происходит с нами печальным и даже излишним, ведь мы в основном ощущаем себя в порядке, он совершенно необходим. Осознание своей болезни неприятно, но полезно, ибо может побудить нас искать Врача.
Поражение нашего естества «тьмой» обширно и разнообразно. Искажена наша воля, извращён разум, извращены наши сердечные чувства. Наши благие и естественные свойства, приданные нам Творцом для восприятия благой полноты Его бытия, извратились и превратились в страсти. Законные потребности плоти обернулась чревоугодием и блудом. Способность радоваться дару жизни всеми своими чувствами, выродилась в сладострастие, сластолюбие. Дар любви извратился в похоть и, замкнувшись на себе, обернулся эгоизмом. Бережливость стала жадностью и породила, зачав от гордыни, зависть. Рассудительность и осторожность переросла в трусость, скромность и целомудрие подменили лицемерие лукавство и ложь.
Но каким бы чудовищным не было наше падение, в нас живёт и «иной закон». И хотя, по существу, в нас нет ни правды, ни любви, ни Бога, мы, в большинстве своём, искренне желаем всего этого. И лишь одно это желание Истины даёт Богу право и возможность искать и спасать нас. Поэтому и воздвигнут Богом среди всемирного потопа греха неодолимый ковчег спасения – Церковь.
Духи «тьмы» нашли свое воплощение в нас. Усиливаясь нашим разложением, они материализовались настолько, что стали обретать самостоятельную сущность, стали действовать с всё возрастающей силой, зримо являться под видом «космических иерархов» и учителей человечества. Их конечная цель – замкнуть на себе это наше желание любви и правды, лишив нас, таким образом, последней возможности спасения, а Бога – права искать и спасать нас. Этой цели служит лжеверие, призванное подменить собою Бога и вытеснить Истину. Поэтому самое страшное и окончательное действие «тьмы» на нас происходит тогда, когда бесовскую «прелесть» мы принимаем за откровение Божье.

написать письмо




Поиск

© иер. Давид Занин, 2005-2006