Eng  Rus 

Домашняя страница
Наши издания
История проекта
Готовится к выпуску
Нотная библиотека
Коллекция mp3
К начинающим
Где купить

Проповедь для начинающих

Страницу ведет протоиерей Александр Ильменский

о. Александр

Вот уже девять лет, как я совершаю пастырское служение у себя в селе в сане священника. Этот период времени показал, что отношение жителей нашего села к Церкви неоднозначно. В этом нет ничего неожиданного. Так и должно быть. Ведь Христос явился, что бы разделить. Он Сам свидетельствует о этом. Отделение добра от зла, пшеницы от плевел, избрание из гибнущего мира того, что может быть пригодно к жизни вечной, «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11), для этого и пришёл Он. Своим ученикам, Церкви, Он предрекает судьбу, подобную Своей: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». ( Ин. 15:20) Поэтому именно по нашему отношению к Истине (Христу и Его Церкви) мы будем судимы и разделяемы в вечности.
Чтобы определиться, нам дано время, время нашей жизни. Главная сложность этой задачи заключается в том, что истина и ложь неотличимо перемешаны, более того, ложь представляется нам правдой, а правда – ложью. Человеческий разум, каким бы высоким он не казался, здесь бессилен. Ни один мудрец, понимая это, не дерзнул заявить об обладании Истиной. «Истину не знает никто» - вот вершина человеческой мудрости - «мы можем обладать лишь частью Её!».
И лишь однажды Некто, в Ком все видели пусть необычного, но человека, сказал о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Его современники не вынесли такого богохульства. Наглеца распяли. Казалось первая и последняя претензия на обладание полнотой Истины, исключая явных сумасшедших, надёжно пресечена. То, что последовало далее, не укладывалось ни в какие рамки привычного здравого смысла. Жалкая кучка учеников Распятого, людей простых и некнижных, из дрожащих «страха ради иудейского» рыбарей, превращается в пламенных проповедников совершенно безумного учения: будто бы Тот, Кого распяли и в воскресение которого они сами ещё совсем недавно отказывались верить, есть Сын Божий, равный Богу. Сам Бог! И что ещё более поразительно, это безумное учение, лавинообразно нарастая, находит себе сторонников отнюдь не среди дикарей и варваров, но, прежде всего, покоряет себе эллинов и иудеев – изысканных философов и утончённейших богословов. Что же произошло? Что такого сообщили эти простецы, чего не знали народы, воздвигшие Моисея, Давида и Соломона, Сократа, Платона и Аристотеля? Какую такую Истину, неизвестную прежде, удалось сформулировать им?
Действительность оказалась неожиданно простой. Они, сердцем узнавшие за «образом раба» обещанного Спасителя, оставившие всё и последовавшие за Ним, пережившие Его Славу и Его уничижение, верившие и не верившие Его Воскресению, ободрённые Его Вознесением и сохранившие верность памяти Его, однажды, собравшись Его ради в «горнице затворенной», были настигнуты «Силою свыше». Бог Путь, Бог Истина, Бог Жизнь вселился в них и наполнил их жизнью! Они просто ходили и рассказывали, разносили по миру «благую весть» о том, что произошло в Иерусалиме. А произошло там то, что в мире, на земле «жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь» (1Ин. 1:2.)Вот это и есть тот факт, который постоянно был перед глазами слушателей апостольской проповеди. Люди слушали, смотрели на апостолов и видели, что это действительно какие-то новые люди. Чрезвычайно энергичные, необычайно сильные духом, с поразительно проницательным умом, прозревшим в будущее, с какими-то необыкновенными телами, совершенно безболезненными, излучавшими живительные токи, так что больные, прикасаясь к ним, выздоравливали. Эти люди совсем не знали страха смерти. И людям захотелось быть таковыми, как апостолы. Они спрашивали, что для этого нужно сделать? Им отвечали: сначала оставьте ваш образ жизни и живите по заповедям. Креститесь во имя Иисуса Христа и делайте то-то и то-то, и вы увидите, что будете перерождаться и станете как мы. И люди исполняли и делались подобными апостолам, и славили Казнённого Пророка, и называли его Богом.
Пока Христос жил с учениками и творил чудеса и даже дал им власть, творить их, они и не думали называть его Богом. Но когда в них самих забила жизнь ключом. Когда они увидели, что в них появилась какая-то сила, которая перерождает их и делает совсем новыми людьми. Когда они поняли, что это есть исполнение того, что обещал им дать их Учитель, они не усомнились назвать Его «Жизнь», т. е. Богом. Поверили Его воскресению, которому не верили даже тогда, когда Он им являлся после своей смерти. И смело возвестили миру: «Жизнь» явилась. И мы видели, и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь. И от этого они не могли уже отказаться не только «страха ради иудейского», но и перед теми пытками, мучениями и казнями, которым их подвергли гонители христианства. Великая христианская цивилизация, из безликого муравейника Римской империи, утопающей в насилии и разврате, явила многоцветье христианских народов. На два тысячелетия дала смысл и цель как личной, так и общей жизни.
Мы вновь живём во времена великого отступления. Мы снова погружаемся в безликий муравейник нового мирового порядка, утопающего всё в том же разврате и насилии. Как ослабевает свет по мере удаления от источника, так ослабело в христианах последнего времени свидетельство жизни, однажды покорившее мир. Христос, явивший «Жизнь» в избытке, предсказывает это. «Беззакониями» называет Он причины, по которым «во многих охладеет любовь».
Ещё раз обратимся к сути Спасительного Преображения. Апостолы получили дар Жизни Вечной вовсе не в результате каких-либо религиозных действий. Они не знали и не могли знать «каково будет целование сие». Никаких усиленных постов и молитв, возложений рук, углублённых изучений Писания и прочих ритуалов они не совершали, что бы «получить Духа». «Дух дышит, где хочет». Его приход, всегда дар Благодати, милость Божья. Он, по природе Своей Свободы, не может быть подчинён ритуалам и правилам. Его невозможно заставить «прийти и вселиться в нас» по праву вычитанных в Писании и произвольно присвоенных себе обещаний, или в силу совершённых обрядов. Есть лишь одно непременное условие, при котором «Жизнь» возгорается в человеке: в сердце и разуме человеческом, должен быть тщательно выписан истинный облик Христа! И лишь тогда Дух Истины вселяется в человека. Христос воскресает. И тогда, по слову Апостола, «…уже не я живу, но живёт во мне Христос. (Гал.2:20.) Написание в сердце и разуме своём истинного облика Христова – дело человеческих усилий. Апостолы отвергли себя, оставили всё и последовали Ему. Они благоговейно сложили в сердцах своих Слово Истины и запечатлели Его образ. Они реально, совершали дела веры. И начертанный их трудами образ, Благодатью Божьей ожил, а это уже дело Божье. Ожили и они. «Из чрева их потекли реки воды живой». (Ин.7:38.)
Неужели лишь только те, немногие счастливцы, непосредственно видевшие и осязавшие Христа удостоились в полной мере дара Жизни? Ведь переданный ими образ Христов, непременно, по естеству человеческому, должен был угаснуть, потускнеть и исказиться. Обрасти чуждыми Его Духу чертами. Утратить существенное и главное.
Собственно так и утверждают сектанты, себя самих объявляющие восстановителями истиной веры. К счастью, Господь не вверил спасение человечества рукам человеческим. Он Сам спасает всех через Свою Церковь. Как и почему это происходит, мы постараемся подробно разъяснить и понять в следующей беседе. А пока ограничимся утверждением: узнать, за видимостью человеческой организации, какой нам кажется Церковь, «тело Христово», «столп и утверждение Истины», не меньший подвиг, чем за человечеством Иисуса узнать и принять Христа - Бога.

написать письмо




Поиск

© иер. Давид Занин, 2005-2006